«Библиотека вещей»: на Брестчине развивается идея совместного потребления

Greenbelarus.info пишет:

Идея совместного потребления не нова. Магазины секонд-хенд, библиотеки, пункты проката, аренда жилья... Всё это экономика обмена, основанная на доступе к имуществу, а не на обладании собственностью. Смысл не только в том, чтобы экономить деньги на покупке нужного и зарабатывать на ненужном. Главное – объединить людей, придерживающихся принципов разумного потребления.


Библиотека – не только книги

В Беларуси движение сторонников Sharing economy (долевая экономика) только-только зарождается, в Европе и в мире оно всё более популярно. Брестчанин Евгений Хорошко рассказал корреспонденту «Вечернего Бреста» Борису Павловскому об идее вторичного использования. Евгений и его друзья завели даже странички в социальных сетях, где находят единомышленников, предлагая им стать участниками группы обмена. Перечень предметов, находящихся в свободном доступе участников группы, достаточно широк: от хлебопечки и миксера до автонавигатора. Срок пользования оговаривается и в среднем составляет от трёх дней до трёх месяцев. Единственное условие – чтобы вещь (если это механический либо электротехнический прибор) была исправна, имела аккуратный внешний вид. Такой же её необходимо вернуть прежнему владельцу.


«Идея выросла из “книжной полки” в Интернете, где желающие могли взять книги других участников проекта на время, как в библиотеке. Затем подумали: а почему только книги? И решили создать удобный сервис для совместного использования различных вещей. Наш проект призван показать, что можно строить взаимоотношения с людьми не только на меркантильных интересах, но и просто делиться и помогать друг другу, что в конечном итоге делает нашу жизнь проще, интереснее и веселее», – говорит Евгений.

Недавно он вместе с приятелем приобрел в складчину мотокосилку. Одному, говорит, накладно, а используется она максимум 6–8 раз в год.

Андрей Ефимчик из Барановичей создал «библиотеку инструментов». Торцовочная пила, шуруповерт, перфоратор, различные отвертки, плоскогубцы, молотки – всем этим энтузиаст готов делиться с желающими старше 18 лет. Спрашивает только паспорт и наличие регистрации в городе. Пока сервис работает бесплатно. В будущем планируется небольшая абонентская плата. Андрей подчёркивает: не арендная, ведь его проект некоммерческий.


«По опыту аналогичных зарубежных проектов это поможет постоянно пополнять фонд инструментов и содержать их в рабочем состоянии. В странах, где подобные библиотеки уже давно доказали свою востребованность, вокруг них собираются целые сообщества единомышленников в области “Сделай сам”. В Минске, к примеру, уже несколько лет работает велокухня “Гараж 68”, куда можно прийти, чтобы бесплатно воспользоваться инструментами для починки велосипеда, получить совет специалистов и просто пообщаться», – рассказывает Андрей Ефимчик. 

Грядёт ли всеобщая «уберизация»?

Между тем, объектами применения совместного потребления может стать всё что угодно. Одни из самых популярных в мире – интернет-сервисы совместного использования автомобилей. На площадке Вlablacar, например, можно найти попутчиков в дорогу и покрыть собственные расходы на бензин. Есть и успешные платформы для аренды авто у частных лиц.


В сервис RelayRides, работающий в тысячах городов США, даже General Motors инвестировала миллионы долларов. Зачем? Компания рассчитывает, что, прокатившись на «Шевроле», человек настолько ее полюбит, что в итоге купит. Некоторые эксперты вообще убеждены: лет через 10–15 люди просто перестанут приобретать автомобили – только арендовать или пользоваться сервисом поиска такси либо попутчиков.

А популяризация интернет-сервиса Uber, который позволяет непосредственно связать владельца авто с потенциальным клиентом, и вовсе привела к появлению нового термина – «уберизация экономики». По сути, речь идет о формировании сегментов экономики без посредников, когда люди и предприятия, используя Интернет, будут получать и оказывать услуги напрямую, что приведёт к сокращению издержек и снижению цен для потребителей.

Подсчитано, что в среднем 80 % времени личные автомобили не используются по прямому назначению, то есть простаивают. Средняя продолжительность жизни вечернего платья – 4 часа, остальное время оно хранится в шкафу. В мире процветает бизнес частных складов, куда люди свозят ненужные вещи, с годовым оборотом 200 млрд долларов.

Не менее успешны интернет-сервисы аренды жилья, создатели которых предлагают зарабатывать людям, делясь свободной жилплощадью. Например, на онлайн-площадке Airbnb туристы могут забронировать дома у жителей более чем в 190 странах мира. А на платформе CouchSurfing ищут хозяев, готовых бескорыстно принять у себя гостей и даже познакомить с местной культурой и достопримечательностями.



Всего же существуют сотни проектов, с помощью которых за деньги и безвозмездно желающие делятся всем, что зачастую лежит дома без дела: велосипедами, колясками, палатками. Так что ежели вы обнаружили на чердаке или в гараже склад ненужных вещей, знайте: для кого-то они могут оказаться очень даже полезными. Кто-то, в свою очередь, обязательно предложит то, что окажется востребованным вами.

Круговорот вещей – потеря для бюджета? 

«У каждого человека есть что-то, чем он мог бы поделиться с другими, – говорит Евгений. – Сейчас, когда началось лето, наиболее востребованы рюкзаки, палатки, примусы, другие туристические принадлежности, а также мячи, лодки, велосипеды. Обмен вещами – это вопрос осознанного выбора, понимания смысла подобного подхода к жизни. Ведь дело не только в экономии или экологичности (хотя оба этих аспекта достаточно актуальны для наших людей), но в первую очередь – в доверии, в желании сотрудничать и делиться своими вещами и навыками с другими людьми. Мы хотим показать, что деньги, которые многие тратят на вещи, можно использовать иначе: получать новый опыт через образование и путешествия, – признаётся Евгений. – Надеемся, что со временем всё больше людей перестанут заниматься накопительством».


Так это или нет, пока сложно сказать. Есть мнение, что нынешний расцвет прямых форм обмена, бартера и кооперации – не тренд будущего, а примета времени, когда экономический рост замедляется и денег у людей становится меньше. А в более «тучные» годы люди снова вернутся к индивидуальному потреблению. Что ж, поживём – увидим.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и ещё один возможный блокиратор «долевой экономики». Если она станет и далее набирать обороты, на неё, скорее всего, обратят свой пристальный взор представители государства, дабы узреть в этом незаконную предпринимательскую деятельность. Недавний случай в Пинске, когда мужчина, часто менявший автомобили подобным способом, едва не угодил за решётку, – весьма показателен.

Некоторые эксперты всерьёз опасаются, что непосредственное взаимодействие производителей товаров и услуг с потребителями может отрицательно повлиять на собираемость налогов. Кроме того, есть целые профессиональные инфраструктуры посредников-монополистов, которые до последнего будут биться за своё право на посредничество. Как таксопарки всего мира борются с интернет-сервисом Uber...

И не факт, что идея совместного потребления, горячо поддерживаемая теми же экологами, обязательно умрет своей смертью. О том, как брестчане обмениваются детской одеждой, читайте в материале.

Аўтар: Брестский Зелёный портал. Фота: открытые интернет-источники

14.06.2016

Комментарии