Общественно-культурные центры в России

O-k.center пишет:

Общественно-культурный центр (ОКЦ) – это новый элемент социальной инфраструктуры жилого комплекса. Это общественная площадка, которая формируется по запросам жителей, управляется и содержится самостоятельно местным сообществом.

Наличие такого центра позволяет развивать добрососедство и самоорганизацию людей, создает новые возможности для досуга, общения, саморазвития. А значит, повышает качество жизни в целом.

Центр прикладной урбанистики разработал собственную технологию проектирования и создания общественно-культурных центров, ориентированную на реалии и особенности постсоветских городов.


В чем польза таких центров?

Для жителей:
  • создание нового образа жизни, новых смыслов и жизненных сценариев для жителей 
  • возможность для творческой, профессиональной и социальной самореализации жителей 
  • культурный досуг детей и взрослых, просвещение 
  • знакомство жителей между собой, формирование сообществ 
  • совместное решение проблем, уменьшение социальной напряженности 
  • организация совместных событий, реализация совместных проектов 
  • возможность участия в формировании среды, атмосферы 
  • общая собственность и ответственность 
Для города:
  • формирование локальной идентичности жителей, их связи со своим кварталом, районом, городом 
  • работа с уникальностью места – выявление, переосмысление, капитализация 
  • взаимодействие с окружающими учреждениями – партнерство, обмен компетенциями, событиями, новостями 
  • локальное сообщество как партнер для формирования стратегии развития района/города в перспективе 
  • появление локальных бизнесов, созданных активными жителями, поддержанными и вдохновленными другими жителями 
Для девелопера:
  • сильное конкурентное преимущество на рынке жилья 
  • увеличение продаж по рекомендациям 
  • положительный имидж застройщика и управляющей компании 
  • платформа и инструмент для диалога с жителями: обратная связь, изучение запросов 
  • фокус-группы в лице локального сообщества для корректировки планов и концепций будущих проектов 
  • снижение затрат на благоустройство через создание устойчивого сообщества 
  • новый источник дохода через управление и создание нового типа сервисов 
Для бизнеса:
  • площадка для тестирования новых идей 
  • настройка параметров своего бизнеса совместно с потребителями 
  • появление новых локальных точек сбыта продукции или услуг с минимальными рисками и хорошей прогнозируемостью результатов 

Что может быть в таком центре?

1. Культурный центр:
Кружки и дополнительные занятия
Киноклуб
Галерея

2. Общественный центр:
Собрания жителей
Обсуждение инициатив
Проектирование общественных сервисов

3. Коворкинг:
Офис «вскладчину» рядом с домом
Взаимодействие с другими резидентами, новые бизнес-идеи, совместные проекты

4. Спортивные секции:
Спорт, фитнес, танцы
Семейный спорт

5. Детский центр:
Развивающие занятия
Дети и родители

6. Дворовый университет: 
Продленка для школьников
Профпереориентация для взрослых
Лекторий
Клуб изучения иностранных языков

7. А также: 
Клуб для подростков
Ремесленные мастерские
Ландшафтная мастерская
Репетиционные базы
Творческие студии
Соседская библиотека
Кладовка и прокат
Краеведческий музей будущего и т.д.

Примеры концепций коммьюнити-центров 










 

Ключевые принципы 

Содержание 
Главное – не само пространство, а его содержание, жители и их совместная деятельность.

Вовлечение 
Участие местных жителей во всех этапах создания и функционирования центра: исследование, проектирование технических заданий, события по запуску, работа центра – в качестве работника, резидента, активного участника сообществ.

Социальное разнообразие 
Максимальное социальное разнообразие целевой аудитории центра, его ориентированность на все категории жителей.

Ориентация на среду
При создании центра учитываются особенности среды, которые выявляются на этапе исследования. Каждый коммьюнити-центр уникален и проявляет историю места и культуру жителей.

Прочитать больше и посмотреть примеры реализованных проектов можно на сайте o-k.center 

Комментарии